Памятка для потребителя. Покупка обуви. Обязательная цифровая маркировка.

С 1 ноября 2024 года в России введён разрешительный режим на кассах, где продаётся обувь. Нововведения призваны защитить права потребителей, повысить качество продукции на рынке и сократить объём нелегальных товаров.

Маркировка обуви — это нанесение на обувь уникального кода идентификации Data Matrix с информацией о производителе, типе обуви и других важных характеристиках. Введение обязательной маркировки обуви решает несколько задач:

  1. Защита потребителей. Маркировка помогает предотвратить продажу контрафактной и некачественной продукции, обеспечивая потребителей достоверной информацией о товаре.

  2. Борьба с нелегальным оборотом товаров. Маркировка позволяет отслеживать движение обуви от производителя до конечного потребителя, что способствует выявлению и пресечению нелегальных схем.

  3. Повышение прозрачности рынка. Введение маркировки способствует созданию прозрачной и честной конкурентной среды, что положительно сказывается на доверии потребителей к поставщикам обувных товаров.

 

Маркировке подлежит:

  • обувь, произведенная в РФ, до её отгрузки с территории производства;

  • обувь, ввезенная в Россию, до её помещения под таможенные процедуры;

  • немаркированная обувь, принятая на реализацию от граждан;

  • маркированная ранее обувь и обувные товары, если у них утрачен или поврежден код маркировки.

         

Обращаем внимание потребителей, что маркировке подлежат различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от её фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена.

          При этом требование о допустимости продажи только маркированной обуви относится ко всем способам продажи, и дистанционному и через розничный магазин.

          Маркированные обувные товары – товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых содержатся в информационной системе мониторинга товаров.

          Маркировка обуви представляет собой уникальный штриховой код «Data Matrix», напоминающий QR-код, состоящий из кода идентификации и кода проверки.

          «Data Matrix» - двумерный матричный штриховой код, представляющий собой чёрно-белые элементы или элементы различных степеней яркости, обычно в формате квадрата, размещенные в прямоугольной или квадратной группе.

          Код «Data Matrix» наносится при производстве обуви или при начале её реализации. Наличие цифровой маркировки на продукции свидетельствует о том, что товар произведен законно, его качество соответствует заявленному.

          После того, как производитель заказал код обуви, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда товар был перемещен до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.

          Единым информационным ресурсом, обеспечивающим прослеживаемость товаров на всех этапах (от производителя до конечного покупателя) и её законного оборота в целях защиты жизни и здоровья потребителей, является национальная система маркировки и прослеживания продукции «Честный знак».

          Прослеживаемость товара по его маркировке состоит из следующих этапов:

          - На уровне производителя/импортера: уникальный «Data Matrix» код наносится на товар.

          - На уровне транспортировки: фиксируется весь путь товара – от завода до потребителя.

          - На уровне магазина: товар размещается на полке только после сканирования «Data Matrix» кода, что исключает возможность «вброса» подделки.

          - На уровне кассы: система не позволит реализовать контрафактный товар без кода при продаже на онлайн-кассе.

          - На уровне потребителя: осуществляется общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью приложения «Честный знак».

          В «Data Matrix» кодах должна быть исчерпывающая информация о товаре: место, дата и время производства; срок годности; процесс перехода от собственника к собственнику; дата и место продажи, данные о производителе; подробное описание товара.

          После того, как товар реализован потребителю, продавец должен отсканировать штрихкод маркировки товара и передать информацию о выбытии товара из оборота в информационную систему мониторинга. В случае выдачи кассового чека потребителю в нем должен быть отражен код идентификации обуви.

          Производство и продажа обуви без маркировки идентификационным знаком влечет административную ответственность. Отсканировать и проверить код маркировки, узнать необходимые сведения о товаре до его покупки можно с помощью специального приложения на смартфоне «Честный знак».

         За дополнительной консультацией по вопросам защиты прав потребителей, потребители могут обратиться к специалистам отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Брянской области ежедневно по будням по телефону горячей линии тел. 8-900-355-06-90 и на личном приеме вторник, четверг адресу: 241050 г. Брянск, 2-ой Советский переулок, д.5-а.