Featured

Что нового в законодательстве о защите прав потребителей

6 декабря 2024 года в городе Минске Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства были утверждены Единые правила в области защиты прав потребителей которые устанавливают способы и механизмы для урегулирования правоотношений с участием потребителей и хозяйствующих субъектов, а также для обеспечения равной правовой защиты потребителей на территориях государств-участников.
Единые правила был разработан Роспотребнадзором совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Необходимо отметить, что в силу статьи 60 Договора, законы и декреты предназначены для общего применения, являются обязательными и подлежат прямому применению на территории каждого государства – участника. При этом, в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.
Единые правила в области защиты прав потребителей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь направлены на сближение национальных законодательств, что позволит улучшить уровень правовой защиты граждан государств-участников по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям.
Данным нормативным актом расширяется перечень субъектов- контрагентов потребителей. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но тем не менее, выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца.
Едиными Правилами также устанавливается ряд новелл для законодательства в сфере защиты прав потребителей. Так, расширяется перечень объектов потребительских правоотношений за счет включения в него, наряду с товарами, услугами и результатами работ, также цифровых продуктов.
Также дается определение «качества продукции», одновременно расширяется понятие недостатка: им признается несоответствие продукции, в том числе представленной информации.
На всех субъектов-контрагентов потребителя возлагается обязанность информировать потребителя о потенциальных рисках использования продукции. Правила безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации продукции обязаны доводить до сведения потребителей не только продавец и исполнитель, но также поставщик и представитель.
Еще одной из новелл является, то, что на продавца и исполнителя возлагается обязанность соблюдать права потребителей в том числе при реализации продукции без взимания платы (например, в маркетинговых и рекламных целях).