Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS


/ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей / Права потребителей при оказании бытовых услуг
09.10.2024
Права потребителей при оказании бытовых услуг Печать

Защита прав потребителей в сфере оказания бытовых услуг населению является одной из важнейших социально значимых функций государства. Ведь именно в эту сферу входят работы и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. 

      Предоставление услуг в сфере бытового обслуживания потребителей включает в себя очень широкий спектр различных объектов предпринимательской деятельности.     

     Управление Роспотребнадзора по Брянской области рекомендует потребителям при оказании  бытовых услуг владеть законодательной базой.

     Знание законодательной базы является залогом получения желаемой услуги, качественно и вовремя выполненной заказанной работы.

      Правоотношения потребителя и исполнителя регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 и Правилами бытового обслуживания населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 №1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения».

      К бытовым услугам относятся:

- изготовление и ремонт мебели по индивидуальному заказу;

- услуги парикмахерской, салонов красоты;

- услуги фотостудии;

- услуги проката;

- техническое обслуживание и ремонт автомобилей по индивидуальному заказу;

- ремонт недвижимости;

- ремонт бытовой техники;

 - ремонт и изготовление ювелирных изделий, химчистка, и прочие услуги

       Правилами устанавливаются требования к доведению до потребителя необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора работ и услуг.

      Исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах): перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления; указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы); требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     В соответствии с п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации - Договор о предоставлении бытовых услуг оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). 

     До заключения договора, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям.

 Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (работы) исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется.

Обязанностью потребителя, в свою очередь, является оплата оказываемых услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса. 

 Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (стать 32 Закона РФ «О защите прав потребителей). 

      Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель должен выполнить работу, которая будет пригодной для целей, для которых услуга такого рода обычно используется потребителем.

      Если потребитель обнаружил недостатки в оказанной услуге, то он имеет право на свой выбор требовать у исполнителя (ст. 29 Закона) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы); соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы.

При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

        Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены.   

  Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы). 

 Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

  Если исполнитель нарушил сроки начала, окончания и промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы); расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы).

        Урегулирование споров, возникающих между потребителями и исполнителями в сфере оказания бытовых услуг, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения.

       Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения условий заказа, качеством услуги, является направление претензии в адрес исполнителя. 

       Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у Вас), на Вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения Ваших требований). 

       В случае непринятия исполнителем претензии, Вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением.

       В соответствии с п.2 ст. 17 Закона  Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. 

         В соответствии с п.3 ст.17 этого же Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. 

        Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

         За дополнительной консультацией по вопросам защиты прав потребителей, потребители могут обратиться к специалистам отдела защиты прав потребителей Управления  Роспотребнадзора по Брянской области ежедневно по будням по телефону горячей линии тел. 8-900-355-06-90 и на личном приеме вторник, четверг адресу: 241050  г. Брянск, 2-ой Советский переулок, д.5-а.