Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS


/ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей / Что нужно знать, собираясь в путешествие. Рекомендации потребителям туристских услуг
04.06.2023
Что нужно знать, собираясь в путешествие. Рекомендации потребителям туристских услуг Печать

Законодательство обязывает исполнителя услуги предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта.

Услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть не только качественными, но и безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять ущерб материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.

Приобретая туристическую путевку, необходимо потребителю позаботиться о том, что бы избежать разочарований, способных омрачить отдых.

Для этого следует придерживаться следующих рекомендаций.

Для начала необходимо определить статус выбранной Вами турфирмы. В некоторых случаях одна и та же организация может являться и турагентом и туроператором. Если турфирма является турагентом, то необходимо выяснить, с каким туроператором она работает. Сведения о туроператоре должны быть указаны в договоре о реализации туристского продукта. Это нужно для того, чтобы проверить, имеются ли сведения о данном туроператоре в Едином федеральном реестре туроператоров. Данная информация размещается на сайте
Министерства экономического развития Российской Федерации.

Туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение. Это является гарантией возмещения туристам возможного ущерба. Организации, для которых не требуется финансовое обеспечение, определены в ст. 4.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности».

При заключении договора, в соответствии с Законом о защите прав потребителей, исполнитель обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию об исполнителе, если турагент не является туроператором, то и о туроператоре, о реализуемых услугах (туристском продукте), обеспечив возможность их правильного выбора.

В договоре в обязательном порядке должны быть прописаны все существенные условия.

Договор должен содержать информацию о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

Часто встречается, что в договор включают условия, ущемляющие права потребителя. Например, условие о выставлении штрафных санкций потребителю и о порядке расторжения договора с турфирмой и т.д.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности», в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться: взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Качество туристских услуг в Российской Федерации определяется ст. 4 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которой потребителю оказывается услуга, качество которой соответствует договору о реализации туристского продукта. Кроме того, оказанная услуга должна быть безопасна для жизни, здоровья потребителя и членов его семьи, а также не причинять вред его имуществу.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги необходимо обратиться к исполнителю услуг (турагенту, туроператору) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, и предъявить одно из требований в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Потребитель должен получить подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении, либо уведомление о вручении претензии).

Претензии к качеству туристического продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристического продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей в отношениях между туристом и туристической фирмой потребитель, которому была оказана услуга с недостатками имеет право потребовать по своему выбору:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги.

  • возмещение расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами;

  • повторного безвозмездного оказания услуги;

  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги

  • расторжения договора об оказании услуги (при наличии существенных недостатков услуги или иных существенных отступлений от условий договора либо при нарушении туристической фирмой сроков удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков), кроме этого, потребовать компенсации морального вреда.

В случае неудовлетворения требования потребителя, он вправе обратиться в суд.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах туристической деятельности» в Российской Федерации, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом.