|
Алексей Петрович Доброславин родился 29 сентября 1842 г. в селе Дятьково Орловской губернии (ныне город Дятьково Брянской области), в семье врача. Медицинская профессия была семейной в роду Доброславиных. Отец Петр Алексеевич, окончив Казанский университет, работал в тогдашнем селе Дятьково, оказывал медицинскую помощь рабочим мальцевских заводов, был незаурядным специалистом. В 1856 г. он успешно защитил в Петербурге диссертацию на степень доктора медицины на гигиеническую тему: «О расстройстве груди у мастеровых стеклянных, фарфоровых заводов, о лечении и предупреждении» (диссертация на латинском языке хранится в Санкт-Петербургской библиотеке им. А.Е. Салтыкова-Шедрина). Сестра Алексея Петровича, Ольга, работала сестрой милосердия и скончалась от сыпного тифа во время русско-турецкой войны. Вторая сестра, Мария, была в числе русских женщин-врачей первого выпуска.
После окончания в 1859 г. Калужской гимназии Алексей Петрович Доброславин поступил в Медико-хирургическую академию, которую успешно окончил в 1866 г. Как одаренный молодой врач, он был оставлен при академии на три года для подготовки к научно-практической работе.
Начиная со студенческих лет, А.П. Доброславин проявил огромную трудоспособность, энергию и жажду знаний. В академии, наряду с прохождением предметов по программе, он занимался углубленным изучением химии, физиологии и биологии, а также основательно изучал немецкий, французский и английский языки.
Научно-практическая деятельность А.П. Доброславина в Медико-хирургической академии началась с работы ординатором в терапевтической клинике профессора В.Е. Экка. Однако сфера его научных интересов была более широкой. Он стал одновременно заниматься физиологией и физиологической химией.
Осенью 1886 года А.П. Доброславин сдал докторский экзамен и стал заниматься исключительно экспериментальной работой сначала по физиологической химии, затем по фармакологии и физиологии. Но больше всего он работал в химической лаборатории под руководством известных ученых Н.Н. Зимина и А.П. Бородина, который вскоре стал самым близким другом А.П. Доброславина.
Уже в первые годы научной работы в академии у А.П. Доброславина появился ярко выраженный интерес к вопросам гигиены, что отражено и в успешно защищенной им в 1868 г. диссертации на степень доктора медицины на физиолого-гигиеническую тему: «Материалы для физиологии метаморфоза» (Е.Я. Белицкая, 1966).
В начале 1869 г. А.П. Доброславин, как весьма одаренный и талантливый ученый, с хорошей подготовкой по терапии, химии, физиологии, физиологической химии и фармакологии, по решению ученого совета Медико-хирургической академии был направлен в двухгодичную научную командировку во Францию, Англию, Германию и Швейцарию для специализации по гигиене. По возвращении в Петербург он должен был организовать и возглавить самостоятельную кафедру гигиены, в которой имелась острая необходимость в академии (до 1871 г. курс гигиены читался в академии на кафедре судебной медицины).
В начале 1871 г. А.П. Доброславин возвратился из заграничной командировки в Петербург и вскоре же был назначен командованием Медико-хирургической академии руководителем самостоятельной кафедры гигиены с поручением организовать кафедру и экспериментальную гигиеническую лабораторию при ней и начать учебный процесс по обучению студентов и врачей.
|
В марте 1871 г. после прочтения двух пробных лекций, А.П. Доброславину ученым советом академии было присвоено ученое звание доцента по гигиене, а через год, в марте 1872 г. – звание профессора. В 1876 г. за успешную и весьма плодотворную научную и педагогическую деятельность А.П. Доброславин удостоился звания ординаторского профессора.
Осенью 1871 г. А.П. Доброславин начал чтение обязательного курса лекций для студентов академии. 19 ноября 1881 г. была прочитана первая вступительная лекция по гигиене. Этот день считается началом существования самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии и началом развития научной отечественной гигиены в России.
Во вступительной лекции А.П. Доброславин дал четкое, развернутое и научно-обоснованное определение гигиены как науки и ее задач, не потерявшее значение до нашего времени.
А.П. Доброславин утверждал: «Гигиена – это наука о поддержании здоровья и трудоспособности человека и одновременно об изучении причин его болезней... Гигиена должна изучать условия для наибольшей полезной деятельности людей, определять обстоятельства, благоприятствующие их труду или, напротив того, влияющие на них неблагоприятно, и находить средства для усиления первых и устранения последних» (А.П. Доброславин, 1887).
«Гигиена должна удовлетворять трем задачам: а) выяснить существование тех или других вредоносных условий общественной жизни людей; б) найти средства для их устранения, улучшения, или оказать на степень совершенства и целесообразность тех средств, которые уже употребляются или предполагаются техникой; в) избрав средства, предложить пути которыми эти средства могут быть проведены в общественную жизнь» (А.П. Доброславин, 1871).
Далее А.П. Доброславин продолжал: «Предметом изучения здравоохранения (т.е. гигиены, в его понимании – Л.Т.) является, прежде всего здоровый человек, а потом уже та среда, которая или сообщает ему или отнимает у него здоровье» (А.П. Доброславин, 1880).
Исключительной заслугой А.П. Доброславина является также то, что он предал гигиене общественный характер в противоположность узкому практицизму, характерному в те годы для зарубежной гигиены. Он неоднократно отмечал, что «Гигиена является наукой социальной, ибо она учитывает условия общественной деятельности людей и стремится создать наилучшие условия для развития производительных сил. Помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер, почему она и существует как общественная наука – общественное здравоохранение» (А.П. Доброславин, 1884).
В 1872 г. А.П. Доброславин организовал при кафедре первую в России гигиеническую лабораторию для экспериментальных работ, которая сразу же была переполнена работающими студентами и врачами.
Таким образом, именно с момента организации в 1871 г. самостоятельной кафедры гигиены наступил новый этап в становлении подлинно научной, современной гигиенической науки, основанной на экспериментальных методах исследования. Ученый говорил: «Надо не поддерживать и только развивать, а приходиться вновь создавать научную гигиену в нашем обществе» (А.П. Доброславин, 1884).
А.П. Доброславин первый начал борьбу – трудную, упорную и многолетнюю – за утверждение и существование гигиены как самостоятельной науки, которую многие клиницисты рассматривали лишь как санитарную практику и к которой органы государственной власти проявляли полное равнодушие.
Кафедра гигиены под руководством Доброславина вскоре стала центром научно-гигиенической мысли в России, а также школой подготовки научных и практических работников в области гигиены.
Исторические заслуги А.П. Доброславина, пионера экспериментальной гигиены в России, заключаются в том, что он поставил гигиену на путь точных лабораторных, физико-химических, физиолого-гигиенических, биохимических и бактериологических исследований, их физиологического обоснования. Этим фактором он придал гигиене подлинно научный характер, а также выраженную общественную и социальную направленность, что резко отличало ее от зарубежных гигиенических школ.
Важно отметить, что А.П. Доброславин разработал первые программы преподавания гигиены для студентов и врачей, по которым позже преподавался курс гигиены на кафедрах в других университетах. Он также ввел демонстративное преподавание гигиены, а также обязательные практические занятия и экзамены по гигиене, которых не было ранее. Он ввел преподавание курса санитарной статистики и медицинской географии. Он придавал большое значение этим предметам в подготовке гигиенистов и врачей.
А.П. Доброславин создал в России самую большую и самобытную школу гигиенистов, равной которой не было в XIX в., вплоть до времен Г.В. Хлопина и созданной им школы советских гигиенистов. Многие гигиенисты из школы Доброславина стали видными учеными и профессорами - руководителями самостоятельных кафедр гигиены в разных городах России: К.П. Ковальковский и затем Н.Н. Брусянин – в Варшаве, М.Я. Капустин – в Харькове и в Казани, С.В. Шидловский – в Петербурге (ставший с 1890 г. преемником А.П. Доброславина после его смерти), А.Я. Мальчевский – в Петербурге, в Женском медицинском институте, А.И. Судаков – в Томске, В.Л. Левашов – в Военно-медицинской академии (после С.В. Шидловского).
В разные годы на кафедре гигиены А.П. Доброславина работали доцентами: В.Ф. Нагорский (1877-1881), К.П. Ковальковский и С.В. Шидловский (1881-1883), М.Я. Капустин (l884-1886), А.П. Судаков (1887), Г.М. Герценштейн (1888), Л.И. Голынец (1889), Е.Я. Белицкая (1966).
Неоценимой заслугой А.П. Доброславина является создание им ряда фундаментальных и оригинальных руководств по гигиене, таких как «Очерк основ санитарной деятельности» или «Краткий справочный сборник сведений по гигиене» (1874), «Гигиена – курс общественного здравоохранения» в двух томах (1882-1884) и «Курс военной гигиены» в двух томах (1885-1887). В этих руководствах Доброславин широко применил точные методы естественных наук в области гигиенических исследований с учетом практических задач врачебно-санитарной деятельности.
«Очерк основ санитарной деятельности» резко отличается от учебников других авторов, особенно переводных, зарубежных авторов, более сжатым и прикладным, утилитарным характером изложения материала, пронизанного глубоким патриотизмом. Этот учебник стал кратким пособием по гигиене для студентов и земских врачей, работающих в сельской местности. В учебнике кратко изложены методы гигиенических исследований главнейших факторов внешней среды, а также даны ценные выводы и рекомендации, что придавало ему особое значение.
Руководства по общей и военной гигиене Доброславина составлены с широким использованием лучших работ не только зарубежных, но главным образом русских авторов, а также своих собственных исследований.
Руководство «Гигиена – курс общественного здравоохранения» является подлинно научным исследованием монографического типа, крупным, оригинальным и новаторским трудом.
Весьма ценным в руководстве Доброславина является довольно полное изложение практических мероприятий и рекомендаций применительно к русской действительности, многие из которых не потеряли своего значения и актуальности до наших дней.
Важно отметить, что даже в самом заглавии этого руководства отразилось четкое понимание Доброславиным гигиены как общественной науки. Все содержание учебника проникнуто социально-гигиенической направленностью, в нем особо отмечается социально-общественная и практическая значимость гигиены с указанием того, что «практическим критерием здоровья человека является возможность свободно двигаться, нормально трудиться и не ослабевать от выполняемой работы» (А.П. Доброславин, 1884).
Вся деятельность А.П. Доброславина носила ярко выраженный общественный и прогрессивный характер. Особенностью его научно-практического творчества является теснейшая связь теории с практикой, постоянное стремление направить достижения науки на улучшение и оздоровление условий труда и быта народа, внедрить их в повседневную практику.
А.П. Доброславин утверждал, что эффективность гигиенических мероприятий зависит от мер правительства и социально-экономических условий жизни населения. Он считал, что гигиена неразрывно связана с насущными вопросами практики здравоохранения. Он всегда отстаивал единство гигиены и санитарии и неоднократно выступал против «чистой» науки. «Наука для науки, – говорил А.П. Доброславин, – девиз весьма неудачный. Главная цель всех ученых и научных исследований не удовлетворение любознательности, а желание извлечь пользу из знаний для человечества» (А.П. Доброславин, 1891).
А.П. Доброславин в течение всей своей творческой деятельности одновременно выполнял 12 постоянных работ в различных общественных организациях и правительственных учреждениях Петербурга и страны, причем каждую из них на протяжении нескольких лет. Эта работа выполнялась ученым добровольно, по его инициативе и желанию, но, пожалуй, чаще всего по приказам непосредственных и вышестоящих начальников, а также правительственных органов – через начальника академии.
Как ведущий гигиенист страны, Алексей Петрович Доброславин был назначен в 1872 г. председателем санитарной комиссии при городской думе и до конца своей жизни выполнял функции ведущего, как сказали бы мы сегодня, главного санитарного врача Петербурга. Без его участия не решался ни один принципиальный вопрос санитарного благоустройства и оздоровления города, т.е. ни один вопрос по санитарно-гигиеническому и эпидемиологическому обеспечению населения, ни один вопрос по борьбе с высокой заболеваемостью различными инфекциями и смертностью среди населения.
Наряду с внедрением в санитарную практику вопросов коммунальной гигиены в Петербурге А.П. Доброславин придавал огромное значение санитарно-пищевому надзору и считал, что он должен составлять первостепенную задачу правительства, городской думы и санитарной организации города. Еще в начале 1887 г. А.П. Доброславин писал: «Не обществу, а правительству принадлежит право и обязанность наблюдать за качеством пищевых продуктов на рынках, в лавках и строго наказывать подделывателей так же, как оно наказывает воров и мошенников. Без особого персонала, назначаемого и оплачиваемого правительством, невозможен надзор за съестными припасами и преследование различных подделок».
После преодоления многих препятствий и борьбы с некоторыми реакционно-настроенными учеными и городским купечеством А.П. Доброславину удалось организовать в марте 1888 г. первую в России городскую аналитическую санитарную станцию, которой он руководил до конца своей жизни.
Одной из главных задач городской санитарной станции было проведение массовых лабораторных исследований, главным образом, пищевых продуктов массового потребления (хлеб, мука, дешевые сорта рыбы, картофель, крупы, молочные продукты и др.), подвергавшиеся довольно частой фальсификации со стороны купцов-торговцев в связи с частыми неурожаями и их последствиями – голодовками.
Позже, по образцу Петербургской, создавались, санитарные станции в других городах России. В Москве такая станция была организована в 1891 г., главным образом, по инициативе и многократным требованиям санитарной комиссии при городской думе во главе с се председателем – санитарным врачом К.П. Тупициным (И.И. Резанов, 1971), а также санитарных врачей города.
В 1874 г. после преодоления в течение двух лет целого ряда трудностей и препятствий А.П. Доброславину удалось получить разрешение на издание, причем на свои личные денежные средства, гигиенического журнала «Здоровье», бессменным редактором которого он был в течение 10 лет.
Журнал был подлинной трибуной гигиенической мысли в России. Не было такого гигиенического и санитарного вопроса, который не освещался бы на страницах журнала. В журнале принимали участие все видные гигиенисты и санитарные врачи того времени, многие общественные деятели, клиницисты, а также видные зарубежные клиницисты и физиологи.
Журнал выходил два раза в месяц и сыграл очень важную роль в пропаганде санитарно-гигиенических и противоэпидемических знаний в России, а также в сплочении всех гигиенистов и санитарных врачей. Журнал «Здоровье» активно откликался на все злободневные санитарные нужды России. В нем широко освещались вопросы жилищно-коммунальной гигиены, особенно вопросы благоустройства городов страны, а также вопросы гигиены питания, военной гигиены и др. Значительное место занимали в нем эпидемиологические вопросы с данными об эпидемических вспышках различных инфекционных заболеваний в России и за рубежом. Много статей было посвящено вопросам научной разработки дезинфекции.
Огромная роль, журнала «3доровье» заключалась в сплочении вокруг себя лучших санитарных и общественных деятелей того времени, в популяризации и пропаганде среди широких слоев населения санитарно-гигиенических и эпидемиологических знаний. Поэтому журнал «3доровье», без особого преувеличения, можно назвать родоначальником и предшественником наших современных журналов «Гигиена и санитария» и ЖМЭИ.
Неизгладимый след в общественной деятельности А.П. Доброславина оставила его работа в Русском научном обществе охранения народного здравия, одним из инициаторов и создателей которого в 1877 г. он был.
Русское общество охранения народного здравия объединяло многих видных ученых и врачей разных специальностей – педагогов, инженеров, архитекторов, статистиков и других представителей русской интеллигенции и даже правительственных органов. Это общество было своеобразным научным центром, фактически заменявшим отсутствующие в то время научно-исследовательские институты. Деятельность общества отражалась в периодических изданиях «Трудов», которых было издано только за 6 лет (1884-1890 г.г.) 14 выпусков.
Русское общество охранения народного здравия по своему существу было всероссийским, оно имело 28 отделений в разных городах России.
А.П. Доброславин, очень много сделавший для организации общества и составивший вместе с Н.Ф. Здекауром его устав, был бессменным руководителем 3-го гигиенического отделения, которое называли также отделением общественного здравоохранения. Одновременно он принимал постоянное участие в работе других отделений.
А.П. Доброславин придавал исключительное значение санитарному просвещению в России и пропаганде гигиенических знаний. Его ученик, академик С.В. Шидловский, назвал Доброславина «первым и главнейшим распространителем гигиенических знаний в нашем Отечестве» (С.В. Шидловский, 1890).
Деятельность А.П. Доброславина в области санитарного просвещения и пропаганды гигиенических знаний была многообразной и продолжалась в течение всей его творческой жизни. Она выражалась в составлении и в издании санитарно-просветительных брошюр, публикации статей, в многочисленных выступлениях с публичными лекциями, организации различных гигиенических выставок в России и за рубежом и т. д.
Написанные А.П. Доброславиным научно-популярные работы по различным вопросам гигиены публиковались с 1871 по 1890 г.г. во многих журналах, а также в специальных военных, технических, педагогических и других сборниках.
Вот некоторые из них: «Чтение для народа», «О почве и болезнях, которые от нее бывают», «Что делать от тифа», «О распространении гигиенических знаний в школе», «Детская комната», «О значении воды в распространении заразных болезней», «О средствах обезвреживания воды» и ряд других.
Особое значение придавал А.П. Доброславин школе, как одному из главных мест санитарного просвещения. Он писал, что популяризация гигиенических знаний не может идти непосредственно от научного источника к народу, а должна проходить через школу, через народных воспитателей, способных пропагандировать эти сведения в народе, среди учащихся.
В статье «О распространении гигиенических знаний в народной среде» А.П. Доброславин изложил основные взгляды на санитарное просвещение. Он говорил: «Пропагандировать надо не столько медицину, а главным образом, гигиену», «Несмотря на разницу в задачах и средствах выполнения, и медицина (лечебная – Л.Т.) и гигиена имеют много общего. И та и другая заботятся о благосостоянии человека. Помышлять о возможности независимого существования одной от другой совершенно немыслимо» (Е.Я. Белицкая, 1966).
Это высказывание А.П. Доброславина лишний раз свидетельствует о том, что он правильно понимал органическую связь медицины и гигиены и никогда не мыслил, точнее не допускал, отрыва их друг от друга, в чем его обвиняли ряд советских авторов.
В санитарно-просветительной работе А.П. Доброславина важное место занимала наглядная пропаганда, или гигиенические выставки, которым он уделял особое внимание. В работе: «Гигиенический музей» (1875) он изложил основные задачи демонстрационного метода, как для преподавания гигиены, так и для общедоступного наглядного самообразования населения.
А.П. Доброславин являлся не только активным участником, но и организатором русских отделов почти на всех международных гигиенических выставках, в частности, посвященным международным гигиеническим конгрессам, делегатом которых он был от России. По результатам посещения этих выставок и конгрессов Доброславин публиковал специальные статьи и докладывал устно на различных собраниях и съездах. Главной целью этих его выступлений было стремление как можно полнее применить все полученные им на выставках и конгрессах теоретические и практические данные и сведения к русской действительности и внедрить их в практику жизни.
Все это позволяет назвать А.П. Доброславина одним из основоположников санитарного просвещения и пионером распространения гигиенических знаний в России.
Осенью 1889 г. во время борьбы с очередной эпидемической вспышкой брюшного тифа в Петербурге, А.П. Доброславин заразился этой инфекций и 4 декабря 1889 г. (по ст. ст.) преждевременно скончался на боевом посту в полном рассвете творческих сил и энергии в возрасте 46 лет. Для России это была огромная утрата.
А.П. Чехов по поводу преждевременной смерти Доброславина писал: «Жалко Доброславина, зря умер. Брюшной тиф заразил одного из самых злейших врагов своих». В некрологе, посвященном памяти А.П. Доброславина, сказано: «А.П. Доброславин, будучи первым и единственным гигиенистом в России, всегда был завален различными консультационными работами и экспертизой. Правительство, различные земства и другие организации из разных городов страны и даже частные лица одинаково обращались к нему за советом, консультацией и помощью. Можно сказать, что за последние 15-20 лет не было ни одного дела, касающегося гигиены, в решении которого так или иначе он не участвовал» («Вестник общественной гигиены», 1890).
В тяжелых условиях своей эпохи А.П. Доброславин всегда служил ярким примером ученого, посвятившего свой огромный талант и глубокие знания гигиениста-энциклопедиста борьбе за охрану здоровья русского народа.
Таков был Алексей Петрович Доброславин, выдающийся ученый России, яркая звезда в истории отечественной гигиены.
Приходится удивляться тому, как мог один человек и всего за 18 лет своей творческой деятельности выполнить такую титаническую научную, педагогическую, общественную и практическую работу, какую проделал великий патриот нашей Родины А.П. Доброславин.
А.П. Доброславин относится к тем людям, которые дали много изначального и нового в историю нашей отечественной гигиены. Целый ряд его положений, предположений и рекомендаций до сих пор не потеряли своего актуального значения.
Брянская земля не забывает своего выдающегося ученого-земляка. В настоящее время на родине А.П. Доброславина много сделано для сохранения и увековечения его имени.
В 2002 году издано постановление администрации Дятьковского района «Об увековечении памяти А.П. Доброславина, основоположника отечественной гигиены».
В январе 2006 г. на первой сессии нового муниципального образования «Город Дятьково» депутаты, по предложению филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Дятьковском районе» также приняли постановление «Об увековечении памяти А.П. Доброславина» и поддержали инициативу санитарных врачей о строительстве памятника великому ученому в г. Дятьково. Для этого создали общественный Совет, который возглавляет глава администрации г. Дятьково. Несколько позже был открыт специальный счет в местном отделении Сбербанка РФ для сбора пожертвований на памятник.
Сегодня одна из улиц города носит название «Проспект Доброславина», на здании стоматологической поликлиники вывешена памятная мраморная доска. Дятьковской средней школе № 2 присвоено имя А.П. Доброславина и ежегодно в ней в начале сентября проводятся общественные чтения.
В 2002 г. к 160-летию со дня рождения ученого ОАО «Дятьковский хрусталь» по заказу ГУ «Центр госсанэпиднадзора в Дятьковском районе» выпустило памятную медаль из хрусталя.
Памятная медаль из хрусталя к 160-летию со дня рождения А.П. Доброславина
11 октября 2002 г., в день рождения великого ученого в г. Дятьково заложен памятный камень на месте, где будет воздвигнут памятник нашему замечательному земляку.
|