С 01.07.2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Со вступлением Федерального закона №248-ФЗ кардинально изменился подход к организации и проведению контрольных мероприятий в отношении предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по торговле, оказанию услуг гражданам.
Поводом для проведения проверки может служить информация, поступившая в контрольный орган из внешних источников: обращения граждан и организаций, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, и информация, полученная самим контрольным органом при проведении контрольных мероприятий, в том числе в отношении иных лиц. То есть когда при проведении контрольного мероприятия в отношении одной организации обнаруживаются нарушения в деятельности другой или в той же организации, не входившие в предмет проверки.
Законом учтено, что сообщения о нарушениях могут быть использованы в целях недобросовестной конкуренции. То есть в заявлении или даже в сообщении СМИ могут содержаться заведомо ложные сведения.
Для предотвращения подобных ситуаций предусмотрен порядок оценки достоверности предоставленных сведений.
Такая проверка осуществляется в обязательном порядке. В ходе нее могут истребоваться дополнительные сведения от заявителя, от контролируемого лица или проводится контрольное мероприятие без взаимодействия.
При этом для контролируемого лица предоставление запрашиваемых сведений не является обязательным.
Личность гражданина, подающего обращение, или полномочия представителя организации всегда должны быть документально удостоверены (и при непосредственной подаче заявления, и при направлении через портал государственных услуг).
Контрольный орган также предупреждает заявителя о том, что в случае если в заявлении указана заведомо ложная информация, то контрольный орган вправе обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных им в связи с рассмотрением поступившего обращения гражданина, организации, если в обращении были указаны заведомо ложные сведения.
При невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации поступившие обращения рассматриваются контрольным органом в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья 11 указанного Закона предусматривает, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Но если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Под понятие противоправное деяние подпадают и административные правонарушения, но в п. 3 ст. 60 Закона N 248-ФЗ закреплено, что при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям контрольное мероприятие не проводится.
Таким образом, в случае если в анонимном обращении содержатся сведения о преступлении, то оно подлежит направлению в правоохранительные органы, если о правонарушении, оценка которого относится к компетенции иного контрольного органа, - то в этот орган. Однако внеплановое контрольное мероприятие на основании анонимного обращения в любом случае проведено быть не может.