Заслушав и обсудив доклады:
Л.НЛ.Н. Трапезниковой – руководителя Управления Роспотребнадзора по Брянской области;
О.А. Исакова – главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области»;
З.В. Евсеевой – начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Брянской области;
Т.Н. Самойленко – начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Брянской области;
О.М. Карсунцевой – начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Брянской области;
Ю.Н. Одринского – начальника отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Брянской области;
М.О. Троцкой – начальника отдела юридического обеспечения, государственной службы и кадров;
Н.Ф. Евсеева
В.И. Филина – заместителя главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области»;
заместителя главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области»
и выступления в прениях, Коллегия отмечает.
Деятельность Управления Роспотребнадзора по Брянской области осуществлялась в соответствии с основными направлениями, стратегическими целями и задачами; предусматривала реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основополагающих документов Правительства Российской Федерации и была направлена на решение задач по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Брянской области, эффективной защите прав потребителей.
Управлением Роспотребнадзора по Брянской области внедрён риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, сформирован реестр субъектов надзора по классам потенциального риска причинения вреда здоровью населения Брянской области, сформирован и утверждён перечень объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска.
Следствием внедрения риск-ориентированного подхода при подготовке ежегодных планов стало сокращение плановых проверок в 2016 году на 60,12% (с 1 156 проверок в 2015 году до 461 проверки в 2016 году) (РФ –30,5%).
Формирование государственного задания на 2016 год было подготовлено в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 640.
Анализ выполнения количественных показателей государственного задания, утвержденного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» на 2016 год, показал, что в целом по области государственное задание реализовано на 104,9% (2016 – 105,9, 2015 – 105,2).
Эффективное планирование контрольно-надзорной деятельности позволило обеспечить устойчивую эпидемиологическую ситуацию в Брянской области.
В 2016 году в Брянской области было зарегистрировано 277 560 случаев инфекционных и паразитарных заболеваний или 22 849,6 на 100 тысяч населения, что на 12% выше заболеваемости, зарегистрированной в 2015 году (248 583 случая или 20 328,4 на 100 тыс. населения).
В 2016 году по сравнению с 2015 годом достигнуто снижение заболеваемости по 19 нозологическим формам: ОКИ установленной этиологии – на 10%, эшерихиозам – в 1,4 раза, ротавирусной инфекции – в 3 раза, острому вирусному гепатиту А – в 1,7 раза, острому вирусному гепатиту В - в 1,7 раза, острому вирусному гепатиту С - в 2,2 раза, хроническому вирусному гепатиту В – на 3%, скарлатине – в 1,7 раза, ветряной оспе – на 1%,эпидемическому паротиту – в 2 раза, менингококковой инфекции – в 2,2 раза, болезни Лайма - на 18%, туберкулёзу – на 11%, сифилису – на 18%, гонорее – в 1,7 раза, микроспории – на 5%, укусам клещами - в 1,6 раза, лямблиозу - в 1,5 раза, аскаридозу - в 1,2 раза.
В регионе не выявлялись случаи заболеваний: брюшным тифом, холерой, полиомиелитом (в том числе вакцинассоциированным), дифтерией, корью, краснухой, столбняком, туляремией, бруцеллёзом, сибирской язвой, псевдотуберкулёзом, клещевым вирусным энцефалитом, бешенством, сыпным тифом, лептоспирозом, листериозом, легионеллёзом, орнитозом.
Зарегистрированы единичные случаи эпидемического паротита, паразитарных заболеваний (гименолепидоз, трихоцефалёз, описторхоз, эхинококкоз, малярия).
Рост инфекционной заболеваемости отмечается по 18 нозологическим формам, в том числе: сальмонеллёзам – на 14%, дизентерии – в 1,2 раза, норовирусной инфекции – в 21,5 раза, ОКИ неустановленной этиологии - на 9%, энтеровирусной инфекции - на 1%, хроническому вирусному гепатиту С – на 13%, коклюшу – в 3,2 раза, ВИЧ – инфекции – на 6%, ОРВИ – на 13%, гриппу – в 32,1 раза, ГЛПС– в 1,3 раза, педикулёзу – на 4%, чесотке– на 4%, укусам животными – на 6%, инфекционному мононуклеозу – в 1,4 раза, внебольничным пневмониям – в 1,4 раза, энтеробиозу – на 10%, токсокарозу – в 1,4 раза.
В 2016 году выше средне российских показателей зарегистрирована заболеваемость по 7 нозологическим формам: – 28,24 на 100 тыс. нас. (РФ – 26,08 на 100 тыс. нас.), дизентерия – 1,15 на 100 тыс. нас (РФ – 6,61 на 100 тыс. нас.); носительство вирусного гепатита В – 13,50 на 100 тыс. нас (РФ – 11,71 на 100 тыс. нас.); активный туберкулёз – 53,92 на 100 тыс. нас. (РФ – 49,72 на 100 тыс. нас.); ГЛПС – 4,77 на 100 тыс. нас. (РФ – 4,12 на 100 тыс. нас.); внебольничная пневмония – 444,2 на 100 тыс. нас. (РФ – 418,29 на 100 тыс. нас.); укусы животными – 343,3 на 100 тыс. нас. (РФ – 260,57 на 100 тыс. нас.).
Уровень охвата детей в декретированных возрастах профилактическими прививками в рамках национального календаря профилактических прививок в 2016 году составил: против коклюша – 97,0%; дифтерии – 97,5%; полиомиелита – 97,2%; кори – 98,5%; эпидпаротита – 98,5%; краснухи – 98,5%.
На территории области действуют активные природные очаги особо опасных инфекционных заболеваний. В 2016 году зарегистрировано 99 случаев природно–очаговых инфекций, заболеваемость на уровне 2015 года.
План профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям выполнен: вакцинация против туляремии – 100,0%; ревакцинация против туляремии -91,4%; вакцинация против сибирской язвы – 100,0%; ревакцинация против сибирской язвы – 97,6%; вакцинация против бешенства – 95,0%; ревакцинация против бешенства – 95,3%.
С целью минимизации последствий от заболевания гриппом и ОРВИ в рамках федерального бюджета привито – 328 400 чел. (132 820 детей и 195 580 взрослых) – 100% от плана. Всего привито 360 700 человек или 29,8% от населения.
На санитарно-карантинных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации работниками СКП досмотрено 47 643 транспортных средства. На наличие признаков инфекционных заболеваний досмотрено 160478 человек, выявлено 11 человек с подозрением на инфекционные заболевания.
Осуществление мероприятий по контролю (надзору) за детскими и подростковыми организациями остаётся приоритетным направлением в деятельности Управления Роспотребнадзора по Брянской области, в том числе обеспечение стабильности санитарно-эпидемиологического и санитарно-гигиенического состояния организаций отдыха и оздоровления детей, подготовкой школ к новому учебному году, безопасности питания в организованных детских коллективах.
В ходе летней оздоровительной кампании 2016 года на территории Брянской области функционировало 500 учреждений отдыха и оздоровления (475 учреждений с дневным пребыванием, 13 стационарных загородных оздоровительных учреждений, 9 загородных учреждений санаторного типа и 3 детских санатория).
В 2016 году в оздоровительных учреждениях области отдохнуло 63 040 детей (в 2015 году 53 371 ребенок). Удельный вес детей, охваченных отдыхом, составил в 2016 году – 45,2 %, (в 2015 году – 47,8%).
Превышения фактической вместимости над проектной мощностью в ЛОУ в 2016 году не имело места. Случаев заезда детей в ЛОУ без уведомления Управления Роспотребнадзора и его территориальных отделов не было.
В ходе контрольно–надзорных мероприятий ЛОК за нарушения санитарного законодательства было возбуждено 166 дел об административных правонарушениях, вынесено 166 постановлений в виде штрафов на общую сумму 281 000 руб. В суды направлено 4 протокола об административных правонарушениях по ст. 19.7 и ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
На территории Брянской области на надзоре находится 1 789 учреждений для детей и подростков (2015 – 1 974 , 2014 – 1 979).
В 2016 году произошло уменьшение числа образовательных учреждений для детей и подростков по причине закрытия и реорганизации сельских малокомплектных школ с числом обучающихся 1–10 человек, реорганизацией дошкольных образовательных учреждений.
На контроле в 2016 году находилось 536 дошкольных организаций (2015 году – 561, в 2014 году – 550).
Финансирование школьного питания в Брянской области осуществляется из бюджетов двух уровней: из средств областного бюджета и из муниципальных бюджетов всех административных территорий.
Также для организации питания детей используются родительские средства. В 2016 учебном году охват школьников горячим питанием составил 96,7% (2015 –94,8%%).
Вопросы обеспечения безопасности и качества пищевой продукции на территории Брянской области также являются одним из приоритетных направлений.
В 2016 году удельный вес продукции, не соответствовавшей нормативным требованиям по содержанию загрязнителей микробиологической природы, вырос и составил 3,9% (в 2015 году – 3,4%), по содержанию химических загрязнителей остался на уровне 2015 года (2016 – 0,41%, 2015 – 0,45%).
По результатам контроля пищевой продукции, находившейся на потребительском рынке области, забраковано 550 партии пищевых продуктов (в 2015 году – 959 партий) объемом 3 984,9 кг (2015 год – 7 666,0 кг). Основной объем забракованной продукции приходится на следующие группы продукции «плодоовощная продукция» (129 партий – 897,0 кг), «мясо и мясные продукты» (102 партий – 447,0 кг), «рыба, нерыбные объекты промысла и продукты, вырабатываемые из них» (85 партий – 447,0 кг), «молоко и молочные продукты» (78 партий -1 609.0 кг).
В 2016 году исследована 5 021 проба пищевых продуктов и продовольственного сырья на содержание радиоактивных веществ, из них 256 проб (или 5,1%) не соответствовали гигиеническим нормативам по содержанию цезия-137 (2015 – 5,2%). Снижение удельного веса проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию радиоактивных веществ, отмечено в группах «молоко и молочные продукты» (2016 – 1,2%, 2015 – 1,5%), «рыба» (2016 – 4,5%, 2015 – 5,6%).
В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, продолжился контроль за ввозом и оборотом санкционной пищевой продукции.
За 2016 год проверены 90 предприятий розничной торговли, 65 детских образовательных учреждения. В ходе проверок забраковано 189 партий пищевой продукции объемом 1 115,8 кг.
В связи с выявленными нарушениями составлено 52 протокола об административных правонарушениях, наложено 52 штрафа на общую сумму 110100 рублей.
В 2016 году проводились надзорные мероприятия за соблюдением технических регламентов. Проведено 495 проверок, в 190 случаях выявлены нарушения (или 38,4%). Наложено 285 штрафов на сумму 2 444,4 тыс. рублей без конфискации продукции, 4 штрафа на сумму 20 тыс. рублей с конфискацией продукции на сумму 305,6 тыс. рублей. Выдано 112 предписаний.
Показатели социально-гигиенического мониторинга и результаты контрольно-надзорной деятельности характеризуют санитарно-гигиеническую ситуацию в области как стабильную.
Обеспеченность населения доброкачественной питьевой водой незначительно снизилась до 88,16 % (2015 – 88,34%).
В разводящей водопроводной сети отмечается увеличение удельного веса проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по химическим показателям (с 13,8 % в 2015 году до 15,3% в 2016 году) однако остается значительно ниже запланированных индикативных показателей, отмечается стабилизация по микробиологическим показателям- 2,9% неудовлетворительных проб (2015 год - 3,0 %).
Показатель загрязнения атмосферного воздуха на территории Брянской области в 2016 году отмечен на уровне среднероссийского. По результатам лабораторных исследований удельный вес проб, имеющих превышения ПДК вредных веществ, в городских поселениях составляет 0,1%, в сельских поселениях – превышений не обнаружено.
По результатам лабораторного исследования почвы в 75 мониторинговых точках в 2016году отмечается снижение удельного веса проб с превышением гигиенических нормативов по химическим показателям на 0,5% (с 2,8% в 2015 до 2,3% в 2016), по микробиологическим показателям на 1,5% (с 16,8% в 2015 до 15,3% в 2016). Снизилось число неудовлетворительных проб по санитарно-гельминтологическим показателям – с 2,4% в 2015 до 2,1% в 2016году.
Управлением Роспотребнадзора по Брянской области в 2016 году проведено 1 246 проверок за соблюдением обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 2 262 протокола об административном правонарушении (в 2015 году – 2 925). По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в 2016 году Управлением вынесено 3 036 постановлений о привлечении к административной ответственности (2015 – 3 399 постановлений). Общая сумма наложенных штрафов составила 10 млн. 89 тыс. руб. (2015 – 12 млн. 93 тыс. 750 руб.). Исполнено постановлений о наложении административного штрафа на сумму 8 млн. 808 тыс. 100 руб. (2015 – 10 млн. 748 тыс. 200 руб.). В суды направлено 34 протокола о временном приостановлении деятельности (2015 – 21).
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Брянской области и защиты прав потребителей, совершенствования контрольно-надзорной деятельности и эффективности мероприятий по контролю, Коллегия Управления Роспотребнадзора по Брянской области
РЕШАЕТ:
1. Начальникам отделов Управления и начальникам территориальных отделов обеспечить:
1.1. Выполнение указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года по достижению запланированных индикативных показателей.
1.2. Актуализацию перечня объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска.
1.3. Эффективность проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении приоритетных субъектов надзора, осуществляющих деятельность по водоснабжению и водоотведению, субъектов жилищно-коммунального хозяйства, образовательных, а также лечебно-профилактических учреждений, с применением высокоинформативных лабораторных исследований.
1.4. Контроль за недопущением ввоза и оборота пищевой продукции в рамках применения отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации;
1.5. Проведение профилактических мероприятий с предпринимательским сообществом, в том числе через официальный сайт посредством сети «Интернет», путём:
1.5.1. Информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;
1.5.2. Разъяснения предпринимательскому сообществу возможности отнесения объектов надзора к более низкой категории риска;
1.7. Размещение в ФГИС «ЕРП» информации о результатах проверок при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
1.8. Принятие необходимых мер по пресечению производства и оборота фальсифицированной продукции.
1.9. Полноценную и эффективную реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, обратив особое внимание на принятие организационных мер, направленных на расширение спектра применяемых составов административных правонарушений и применение мер обеспечения при производстве по делам об АП.
1.10. Продолжить работу по формированию нетерпимого отношения гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений путем влияния этических и нравственных норм, направленных на соблюдение служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, требований к служебному поведению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством о противодействии коррупции.
2. Начальнику отдела эпидемиологического надзора и начальникам территориальных отделов обеспечить:
2.1. Усиление контроля за организацией и проведением иммунопрофилактики населения в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, за достижением и поддержанием требуемых уровней охвата профилактическими прививками детей и взрослых в декретированных возрастах;
2.2. Выполнение комплекса плановых и дополнительных мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости корью и краснухой;
2.3. Ведение достоверного учёта инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, а также комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий;
2.4. Осуществление мероприятий по поддержанию статуса Брянской области, свободной от полиомиелита, в том числе комплекс мероприятий в отношении энтеровирусной инфекции, достижение установленных качественных показателей эпидемиологического надзора за полио/ОВП;
2.5. Выполнение комплекса профилактических мероприятий в целях снижения интенсивности распространения ВИЧ-инфекции;
2.6. Выполнение комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению завоза опасных инфекционных болезней, распространения природно-очаговых и зоонозных болезней.
2.7. Усиление контроля за проведением регламентируемых мероприятий по профилактике паразитозов.
2.8. Принятие мер по проведению качественной лабораторной диагностики гриппа, ОРВИ, внебольничных пневмоний (в т.ч. с использованием углублённых молекулярно-диагностических исследований) в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» и на базе лечебных учреждений.
2.9. Результативность санитарно-карантинного контроля, проведение необходимого комплекса мероприятий, связанных с миграцией населения.
3. Начальнику отдела санитарно надзора и начальникам территориальных отделов обеспечить:
3.1. Эффективность надзора при выявлении фактов нарушения законодательства и принятия мер административного воздействия по результатам мероприятий по надзору, проведение контроля выполнения качественных и количественных показателей и показателей качества государственных заданий в 2017 году, тем самым снизив число безрезультативных внеплановых проверок.
3.2. Повышение эффективности федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, выполнение необходимых лабораторных исследований продукции (товаров) на соответствие требований ТР Таможенного союза в том числе за соблюдением Технических регламентов «О безопасности продукции лёгкой промышленности», «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности игрушек», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
4. Начальнику отдела защиты прав потребителей, начальникам территориальных отделов обеспечить:
4.1. Применение всего спектра надзорных полномочий, развитие и совершенствование механизмов защиты прав потребителей в досудебном, судебном и административном порядке.
4.2. Повышение эффективности судебной защиты прав потребителей, защиты законных интересов неопределённого круга потребителей, законных интересов определённого круга потребителей
4.3. Активизацию деятельности с обращениями в судебные органы о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации) с рынка.
4.4. Защиту прав потребителей в проблемных сферах – оказания финансовых услуг (потребительское кредитование, страхование), услуг подвижной связи, туристических услуг и услуг, связанных с перевозкой пассажиров.
4.5. Повышение уровня правового просвещения и финансовой грамотности за счёт обеспечения максимальной информативности информационных ресурсов.
4.6. Активизацию правоприменительной практики противодействия фактам нарушения прав потребителей, связанных с продажей товаров (оказанием услуг) через сеть Интернет.
4.7. Уделить повышенное внимание при контрольно-надзорных мероприятиях за недопущением оборота контрафактной продукции, незаконным использованием товарного знака в период подготовки и проведения Кубка конфедераций 2017 года, чемпионата мира по футболу 2018 года, 29 Всемирной зимней Универсиады в г. Красноярске 2019 года.
5. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» обеспечить:
5.1. Повышение результативности системы менеджмента качества и процессов организации работы испытательного лабораторного центра и органа инспекции;
5.2. Повышение эффективности лабораторно-инструментального обеспечения контрольно-надзорных мероприятий через укрепление материально-технической базы лабораторий, внедрение в работу современных методов исследований, освоение новых программных продуктов, расширение области аккредитации ИЛЦ в части востребованных исследований и испытаний;
5.3. Внедрение метода иммуноферментного анализа для идентификации продукции питания на подлинность и выявление фальсификации в целях улучшения контроля качества продовольственного сырья и пищевых продуктов;
5.4. Формирование и выполнение государственного задания с учётом изменений в бюджетном законодательстве Российской Федерации и изменений, внесённых в нормативные правовые акты Роспотребнадзора по вопросам формирования государственного задания и предоставления отчетов об его исполнении;
5.5. Осуществление еженедельного мониторинга достижения количественных показателей при реализации государственного задания в разрезе каждой государственной работы;
5.6. Подготовку к подтверждению компетенции органа инспекции, в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
5.7. Укрепление и развитие кадрового потенциала посредством продолжения работы по профессиональному ориентированию, своевременному формированию заявок на целевые места, привлечению молодых специалистов, повышению квалификационных знаний и профессионального развития сотрудников Центра;
5.8. Внедрение новых профессиональных стандартов. Перевод работников отдельных специальностей на эффективный контракт;
5.9. Продолжение реализации мероприятий по оптимизации сети и структуры головного Центра и его филиалов;
5.10. Популяризацию результатов радиационно-гигиенической паспортизации ЕСКИД среди населения, специалистов и территориальных органов государственной власти.
Председатель Коллегии Л.Н. Трапезникова
Секретарь Коллегии Л.В. Куприна
|