Ежедневное информационное издание «Наш Брянск.ru» " от 15 марта 2010 года. День защиты прав потребителя отмечает мировая общественность в понедельник, 15 марта. В этот день в 1961 году Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя. «Потребители — это все мы» — сказал Кеннеди. Четырьмя основными правами, прозвучавшими тогда в Конгрессе, стали: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом.
Позже Всемирная организация союзов потребителей дополнила еще четыре права: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. И теперь Кодекс потребителя включает восемь прав.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя два года — 9 апреля 1985 года — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей.
В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и т.п. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.
Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей.
В конце 2004 года Президент Российской Федерации подписал Указ о создании новой федеральной структуры — Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Затем правительство утвердило положение о новой федеральной службе. И уже в 2005 году Брянское территориальное подразделение Роспотребнадзора приступило к работе. «За пять лет сделано немало, — говорит заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Брянской области Людмила Трапезникова. — Но далеко не так много, как хотелось бы».
Система защиты прав потребителей состоит из трех компонентов, объясняет Людмила Николаевна. Кроме Роспотребнадзора, это общественные организации и муниципальные органы власти. К сожалению, отделы потребительского рынка во многих районах Брянской области были упразднены, а общественные организации так по-настоящему и не заработали. «У нас на всю область всего 18 специалистов, осуществляющих надзор за защитой прав потребителей, — говорит замруководителя управления Роспотребнадзора по Брянской области. — Кроме того, закон предусматривает два вида ответственности за нарушение прав потребителей: административную и гражданско-правовую. Мы имеем право привлекать нарушителей только к административной ответственности — это штрафы, накладываемые на физических и юридических лиц за нарушение прав потребителей. Но заставить, скажем, продавца вернуть деньги за бракованный товар мы не можем. Это прерогатива суда».
Но свои надзорные функции управление Роспотребнадзора по Брянской области выполняет исправно. В 2009 году управление получило 2275 обращений, проведено 276 внеплановых проверок. В абсолютном большинстве случаев факты нарушения прав потребителей подтвердились. Специалистами управления Роспотребнадзора в прошлом году было забраковано 28% проверенных мясных изделий, 34% колбасных изделий, 31% проверенного масла, почти 15% хлебобулочных изделий. Ничуть не лучше обстоят дела с непродовольственными товарами: в 2009 году забраковано 60% проверенной обуви, 52% парфюмерно-косметических товаров, 34% бытовой техники, 41% мебели. Изъято из оборота некачественных продовольственных товаров на сумму больше 3 с половиной миллионов рублей, промышленных товаров – на общую сумму почти 13 миллионов рублей.
Управление Роспотребнадзора по Брянской области ведет большую работу по повышению потребительской грамотности населения. «У нас открыта общественная приемная, — говорит Людмила Трапезникова, — работает телефон горячей линии, на нашем сайте есть страничка «Обращение потребителей». А еще в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на проспекте Ленина, 72, кабинет 210 открылся Консультационный центр по защите прав потребителей. Здесь посетителей проконсультируют, помогут составить претензию, исковое заявление в суд, проведут юридическую экспертизу договоров и соглашений».
В общем, свой профессиональный праздник брянские защитники прав потребителей встречают, что называется, во всеоружии. Кстати, в этом году Всемирный день защиты прав потребителя проходит под девизом «Наши деньги — наши права». Веpсия для печати Версия для MS Word |